вторник, 26 марта 2013 г.

Агентство недвижимости Victoria - Борис Березовский умер от удушения

Агентство недвижимости Victoria - Борис Березовский умер от удушения
 


В обстоятельствах смерти олигарха все больше загадок

Все газеты и новостные каналы Британии заполонил сейчас один вопрос: что же произошло 23 марта в поместье Бориса Березовского в городке Аскот? Умер ли он от сердечного приступа или случилось что-то еще более зловещее?

БЫЛ ЛИ ШАРФ?

В понедельник страну облетела сенсационная новость. Экс-жена БАБа (вторая по счету из трех) Галина Бешарова якобы нашла в ванной комнате рядом с телом бывшего супруга шарф. А приехала она на место трагедии сразу же после «Скорой». Значит, олигарха задушили? Или Борис Березовский удавился сам? Или вдруг шарф подброшен?

Кое-кто из знакомых покойного поспешил заявить: он, мол, шарфов не носил, предпочитал просто пиджак с рубашкой без галстука. Но я сам несколько раз видел его в модно завязанном кашне…

Вообще вряд ли надо слепо верить тем, кто сейчас бьет себя в грудь: «Я знаю о причинах его смерти», «Я был с ним неразлучен» и т. д. Так, бывший заместитель гендиректора «Аэрофлота» Николай Глушков, который тоже бежал в Британию, поспешил заявить, что «Борис был задушен». И добавил: «Он сделал это сам, либо кто-то ему помог». И у Галины Бешаровой, по его словам, точно такое же мнение.

Конечно же, шарф стал прямо-таки бесценной находкой для репортеров, которые еще активнее рассуждают теперь о «подозрительных аспектах смерти». При этом они почти не обращают внимания на заявление представителя полиции о том, что не обнаружено никаких признаков вторжения извне в особняк в Аскоте.

ОН СЛЫЛ ПАРАНОИКОМ

Журналисты без устали смакуют «параноидальный страх БАБа за собственную жизнь». Он якобы боялся всех и всего.

Определенная доля истины в этом есть. Когда я первый раз пришел на судебное заседание по иску Бориса Березовского против Романа Абрамовича, зал был забит. Но один свободный стул неподалеку от входа я увидел. Сел, и ко мне тут же подскочил дюжий молодец в дорогом костюме. «Здесь сидеть нельзя», - вежливо, но довольно грозно произнес он. На мой вполне естественный вопрос, почему нельзя, верзила, который говорил с сильным акцентом, ответил, что «по соображениям безопасности в связи с мистером Березовским». Вглядевшись в зал, я заметил, что БАБ расположился в кресле перед нами. На нашу громкую перепалку отреагировал другой здоровенный дядя. Он предложил мне занять его место. Потом этот верзила часа полтора стоял рядом, не вынимая руку из внутреннего кармана пиджака, и заметно дергался, когда я делал хоть малейшее движение.

Позже я узнал, что БАБа сопровождали в тот день восемь охранников. А верзила с акцентом был из израильской спецслужбы Моссад…

Борис Березовский, как рассказывают его хорошие знакомые, нигде не появлялся без охраны. Бодигарды оставались вооружены, даже когда он выезжал из Британии. Олигарх летал только частными самолетами, избегая обычных рейсов.

Но вот еще одна загадка. Куда же подевались все охранники в злополучное субботнее утро? Почему во всем особняке вместе с хозяином остался лишь один человек? Экс-миллиардер стал экономить или намеренно избавился от всех свидетелей? Причем так и непонятно, был ли этот человек телохранителем или просто кем-то из прислуги. Именно он взломал дверь в ванную, обнаружил там на полу тело и вызвал «Скорую». Кто же он такой? Пока нет ответа.

ВОКРУГ БЫЛИ «СТРАННЫЕ СМЕРТИ»

Впрочем, я бы не стал иронизировать над покойным по поводу его «паранойи». Ведь в России, как известно, на него совершались покушения, и он чудом остался жив. Надеялся обрести спокойствие в Соединенном Королевстве, но тут его страхи, судя по всему, еще больше усилились. Особенно после того как бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко был отравлен полонием. «Санди таймс» выдает список других беглецов из России, которые скончались, по ее мнению, при странных обстоятельствах: предприниматель Александр Перепиличный, бизнес-партнер Березовского Бадри Патаркацишвили… Причем все они жили неподалеку от БАБа.

Правда, этот район считается самым фешенебельным в Альбионе, и неудивительно, что богачи покупают именно там поместья и замки.

Оправданны ли были страхи Бориса Абрамовича? В Скотленд-Ярде мне вновь подтвердили отсутствие улик о причастности «третьей стороны» к смерти БАБа. И следов радиации в его особняке не нашли. Тем не менее пробы ДНК Березовского отправили на дополнительную экспертизу в британский научно-исследовательский центр ядерного оружия. Кстати, именно там установили, что Литвиненко был отравлен полонием.

Лондон.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Владимир СОЛОВЬЕВ, журналист, телеведущий:

«БАБ убеждал меня стать Президентом России»

- Он был крайне необязательным человеком. Известный афоризм «Деньги были, деньги будут, сейчас денег нет» - и есть мой вывод от многолетнего общения с ним. Он очень любил обещать, но очень не любил выполнять обещания. Я с ним сталкивался, когда он был хозяином ТВ-6. Тогда начались задержки по зарплате, бесконечные проблемы... Он очень огорчался, когда ему говорили, что долги надо оплачивать.

При этом он обожал широкие жесты. Хвастался, что дарил губернаторам определенную марку часов «Патек Филипп»: «Это я так своих губернаторов мечу». Очень любил мистификации, показывать, что только он знает истину в конечной инстанции. Абсолютно не уважал собеседника, был убежден, что обыграет любого. Вел себя как человек, которого мучает отсутствие умных людей в мире. Березовский воспринимал людей как расходный материал на большой шахматной доске его политических амбиций. Поэтому человеческая жизнь для него не значила ровным счетом ничего.

Если говорить о вмешательстве в журналистское ремесло, то мне он ничего не диктовал, у меня просто характер специфический. Он, кстати, плохо чувствовал нюансы и плохо разбирался в людях. В то же время был способен на странные для него поступки. У него долгое время работал Михаил Генделев, которого он считал очень талантливым политологом. А Михаил, кроме всего прочего, был великим русским поэтом. И эту его сторону деятельности Березовский не знал абсолютно. Генделев очень тяжело болел, и Березовский оплатил часть расходов по лечению, хотя перед этим обманул с зарплатой.

Как-то он меня пытался убедить стать Президентом России. Я ему говорил: «Борис, если мне, журналисту Соловьеву, попадется на зубок кандидат в президенты Соловьев, я от него не оставлю камня на камне». Он - мне: «Ты ничего не понимаешь, мы все сделаем сами, ты, главное, ничего не трогай. Правительство мы тебе назначим, людей мы тебе дадим». Я отвечал: «Отличная работа. Но зачем мне это?» Таких вопросов он просто не понимал, ему они и в голову не приходили.

А бывали и реальные угрозы моей жизни. Когда появилась оперативная информация, что Борис Абрамович, вежливо говоря, кое-что планирует, ФСБ предпринимала определенные меры по защите моей семьи и меня. И мне потом люди говорили, что, когда зашла речь о «сакральной жертве», я мог бы быть мишенью. И я предупредил ряд людей, которые находились в «мягком рейтинге» Березовского: Иру Хакамаду, Борю Немцова, Ивана Рыбкина. Когда господин Рыбкин вдруг внезапно исчез, все это очень точно попадало в ожидание того момента. Вообще, если посмотреть, жизненный путь Березовского был обрамлен смертями людей. Причем смерти были разные, и большинство из них - криминальные. И на него покушались немало, но он был человеком смелым. Он был убежден, что, наверное, в чем-то даже бессмертен.

Записал Александр КОЦ.

ДОСЛОВНО

«У нас были, мягко говоря, непростые отношения. Но смерть - это смерть, и я знаю людей, для которых это - настоящая потеря. Выражаю им свои соболезнования».

(Анатолий ЧУБАЙС, глава правления ОАО «Роснано», - в своем ЖЖ по поводу смерти Березовского. Орфография сохранена.)

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР

Вчера тело Бориса Березовского отвезли на вскрытие. Не исключалось, что оно произойдет в тот же вечер. Но полицейский кордон вокруг его дома останется по меньшей мере до четверга.

Комментариев нет:

Отправить комментарий